Тут возник этот белый свет. Он не слепил меня. Он
просто был белее белого, и все вокруг было наполнено им... Как будто ты
выглянул во Вселенную, а там нет ничего, кроме белого света. Самая
яркая вещь на свете, но не того рода белое, что режет глаза, как если
смотришь на лампочку... Тогда я сказал себе напрямик, как сейчас вам
говорю: "Итак, я умираю. Я не хочу этого, но не собираюсь с этим
бороться. Если это смерть, я приму ее". У меня было очень-очень
приятное чувство.
Околосмертный опыт человека во время экстренной хирургической операции.
Из книги Майкла Сабома "Воспоминания о смерти" (Sabom M. Recollections of Death. Harper & Row, 1982).
Космологические мифы древних и доиндустриальных
культур описывали биологическую смерть как переход, а не как
необратимый конец человеческого существования. Погребальная мифология
всех времен и стран, равно как и древние "книги мертвых", содержат
подробные описания приключений души во время посмертного путешествия.
Современная западная наука всегда считала все эти сообщения фантазиями
примитивных людей, отражавшими их мечты о загробной жизни. Так было до
семидесятых годов нашего века, когда тщательные исследования
околосмертного опыта оказали этим идеям неожиданную поддержку.
В последние годы пионерами в области танатологии,
молодой науки, изучающей смерть и умирание, было проведено много
тщательных исследований. Замечательные результаты этих исследований
широко публиковались в профессиональных журналах, равно как и в
средствах массовой информации. Это необычайно важно, поскольку число
людей, переживших околосмертный опыт, быстро возрастает благодаря
совершенствованию медицинских методов реанимации.
Некоторые люди, оказываясь на пороге смерти,
испытывают глубокие переживания, которые связаны с выходом из тела и
соприкосновением с каким-то иным миром или измерением и которые раз и
навсегда меняют их представления, убеждения и ценности. Этот
околосмертный опыт (ОСО) нередко оказывается семенем, которое
немедленно или постепенно дает начало глубокому духовному росту.
Благодаря успехам медицинской техники реанимации ОСО может стать
наиболее распространенным путем к духовному развитию. Но это, пожалуй, и
самый уникальный из таких путей, так как он открывается людям вне
зависимости от того, ищут они просветления или нет. И именно потому,
что это часто случается с людьми, которые не стремятся к духовному
росту или не готовы к нему, здесь особенно велика вероятность духовного
кризиса.
Растущее количество литературы, посвященной
последствиям ОСО, касается главным образом благотворных личностных и
духовных преобразований, нередко являющихся результатом этого опыта.
Несмотря на тот факт, что, согласно опросам Гэллапа, в 1980-1981 гг.
около 8 миллионов американцев пережили ОСО, мы очень мало знаем о
социальных и эмоциональных проблемах, с которыми нередко сталкиваются
такие люди. Хотя естественно, что те, кто пережил ОСО, должны
испытывать страдания, если этот опыт вступает в противоречие с их
прежними взглядами и убеждениями; тот акцент, который популярная пресса
делает на положительных, благотворных последствиях ОСО, препятствует
их поискам помощи, когда у них возникают проблемы.
Иногда люди, которые совершенно не подготовлены к
встрече с тем духовным пробуждением, какое бывает при ОСО, могут
сомневаться в своем психическом здоровье; в то же время они нередко
боятся быть отвергнутыми или осмеянными, если обсуждают эти сомнения с
друзьями или специалистами. Слишком часто те, кто пережил ОСО,
действительно сталкиваются с негативной реакцией со стороны
профессионалов, когда описывают свой опыт, - что, естественно, еще
больше отвращает их от попыток получить помощь в его объяснении.
Многие из таких людей постепенно сами, без всякой
помощи, приспосабливаются к своему опыту и его последствиям. Однако для
этого им нередко приходится принимать новые ценности, взгляды и
интересы. Тогда для семьи и друзьей может оказаться трудным понять
новые убеждения и поведение такого человека. С одной стороны, семья и
друзья могут избегать его, считая, что он попал под влияние какой-то
злой силы. С другой стороны, семья и друзья, которые видели всю шумиху,
поднятую в прессе вокруг положительных эффектов ОСО, могут возводить
такого человека на пьедестал и питать в отношении него нереалистичные
ожидания. Порой друзья ожидают от него сверхчеловеческого терпения и
всепрощения или чудесных целительских и пророческих способностей. Потом
они могут ожесточаться и отвергать его как не соответствующего
ожидаемой от него новой роли живого святого.
В число наиболее типичных эмоциональных проблем в
результате ОСО входят озлобленность и депрессия в связи с возвращением -
быть может, против своей воли - в этот физический мир. Людям,
пережившим ОСО, может оказаться трудно принимать это возвращение и
переживать "проблемы повторного входа в атмосферу", во многом сходные с
теми, что испытывает космонавт, возвращающийся на Землю. Нередко у них
возникают проблемы согласования ОСО с их традиционными религиозными
верованиями или с привычными ценностями и образом жизни. Поскольку ОСО
кажется им затрагивающим их глубинную сущность и ставящим их в особое
положение по отношению к окружающим, такие люди могут слишком сильно
отождествляться с этим опытом и думать о себе прежде всего и в основном
как о переживших его. Будучи во многих из своих новых воззрений и
убеждений столь непохожими на тех, кто их окружает, люди, пережившие
ОСО, могут преодолеть свое беспокойство в отношении того, что они в
чем-то ненормальны, только заново определив для себя, что является
нормальным.
Результатом ОСО могут быть и социальные проблемы.
Пережившие его люди могут ощущать свою удаленность или отдельность о
тех, у кого не было аналогичного опыта; они могут испытывать - и порой
не без оснований - страх быть осмеянными или отвергнутыми. Для них
может оказаться трудным примирить свои новые взгляды и убеждения с
ожиданиями семьи и друзей; и в результате для них будет тяжело
придерживаться своей старой роли и образа жизни, которые более не имеют
прежнего значения. Люди, пережившие ОСО, могут обнаружить, что не
способны адекватно передать другим смысл своего опыта и то, какое
воздействие он оказал на их жизнь. Нередко, пережив в ОСО состояние
всеобщей и безграничной любви, человек не может принять условности и
ограничения обычных человеческих отношений.
Сверх и кроме этих проблем, с которыми в той или иной
степени могут сталкиваться все пережившие ОСО, те люди, у которых этот
опыт был неприятным или пугающим, вдобавок озабочены причинами, по
которым они пережили именно такого рода опыт, и их могут беспокоить
пугающие вспышки повторного переживания* самого этого опыта (*
Спонтанные вспышки повторного переживания - flashback (англ.)- явление,
которое впервые привлекло к себе внимание у людей, экспериментировавших
с ЛСД. Оно заключается в том, что у человека, однажды пережившего
измененное состояние сознания, вызванное ЛСД или какими-то другими
причинами, это состояние может затем возникать самопроизвольно - порой
неоднократно и на протяжении многих лет, - нередко в самых неподходящих
обстоятельствах. - Прим. ред.). Аналогичным образом добавочные
проблемы могут возникать после ОСО в результате попытки самоубийства
или у маленьких детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.