воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Предания и суеверия о собаках


Собака - вернейший и надежнейший друг человека - в суевериях предстает перед нами в совершенно неожиданном свете. Она и житель потустороннего мира, и вестник смерти, несчастий, и демон моровой заразы. По словам Филострата во время чумы в Эфезе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки. Эпидемия же после этого прекратилась.


Зловещее значение собак признавалось многими народами. Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх: это считалось предвестием смерти или несчастья. Плохой приметой считалась также встреча с собакой на дороге, особенно ночью. Боязнь вполне понятна, если вспомнить, что в некоторых странах говорили, будто перед смертью человека таинственный черный пес трижды обегает вокруг дома или ложится у его ворот. 



По народным поверьям собаки черной масти состоят в особо тесной связи с миром мертвых. 

 Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов

Говорили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку. Эти же свойства приписывали и собаке - "четырехглазке", имеющей светлые пятна над глазами, и собаке -"ярчуку" - собаке-первышу (собаке первого помета). Якобы от ее взора не может скрыться ни одно привидение. Но вырастить ее очень трудно, так как колдуны всячески стараются ее извести.

О вещем характере собаки красноречиво говорит поверье, приписывающее ей способность видеть не только духов, демонов, но и вообще многое такое, что скрыто от глаз простого смертного. Вещие способности собак, по мнению древних, могли переноситься с них на человека. Для этого всего-навсего нужно было съесть язык этого животного...


Плутарх писал, что собака причастна к отвращающей и очистительной обрядности. Для очищения человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Иногда вокруг тела очищаемого обводили щенка.


И народная медицина, и сельскохозяйственный ритуал также свидетельствовали о глубокой вере в отвращающую силу собаки. Плиний (со ссылкой на магов) говорил, что желчь черного кобеля защищает дом, окуренный и очищенный от всяких чар.  По словам того же писателя коготь собаки входил в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся "...помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных".


По свидетельству древних авторов, писавших об агрономии, помет собаки, смешанный с гнилым сыром, предохраняет семена и растения от скота, а лай собаки, как и крик петуха, обращает в бегство духов и привидения.


Древние представления о собаке как душе человека, блуждающей по земле, очень устойчивы. Жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок, (радужная оболочка была настолько темна, что сливалась со зрачком). Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад. Подобное говорят и о ведьмах. В то время, как тело ведьмы погружено в сон, ее душа в виде черной собаки, кошки или летучей мыши странствует по свету. У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. И довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке - знахарке.

С другой стороны, немало народных сказаний говорят о появлении душ покойников в образе собак. Вот одно из них: "Несколько человек, стоявших на страже у могилы, видели, как ночью выходила из нее страшная черная собака и, совершив все то зло, на какое она способна, скрывалась затем опять в могиле". А вот другое: "Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец". Прыжок собаки через тело покойного рассматривался как возвращение души, после чего мертвец якобы не находил более покоя в могиле и возвращался в мир живых упырем.


По немецкому поверью в виде черных собак (обыкновенно с огненными глазами) скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников - развращенных священников и несправедливых судей, по польскому поверью в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц. Собаки-души постепенно превращаются в поверьях в собак-демонов, которые в христианском мире отождествляются с чертом. Собаки-души и демоны, бродящие обыкновенно вокруг могил и кладбищ, нередко также переносятся в страну мертвых, в ад. Еще чаще собаки являются проводниками на тот свет или стражами преисподней. Долгое время существовал обычай в Персии показывать собаке тело покойного. Весьма характерно то, что в случае смерти беременной женщины в комнату вводились две собаки. 


У некоторых народов стойко держалась вера в возможность перенесения вещего дара и вообще высокой мудрости с собаки на человека. Так, на Гавайских островах уже в нашем столетии жрец-колдун, приглашенный к больному, приносил в жертву собаку и петуха, съедал часть их мяса и ложился спать. После короткого сна он называл имя человека, причинившего болезнь. У негров Ямайки желавший получить способность видеть духов смазывал себе глаза жидкостью из глаз собаки.


Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии. 

По народным поверьям чудесные свойства в одинаковой мере присущи как живой, так и мертвой собаке. Черный пес и черный кот, живущие во дворе, охраняют его от чар. По немецкому поверью ни воры, ни демоны не могут проникнуть во двор, охраняемый собакой-"четырехглазкой". А по русскому - молния не поражает дом, где живет черная собака. Отголоски подобных поверий отчасти дошли и до нас, живущих в конце XX века. И по сей день слышишь порой: "Собака воет не к добру". Или что-нибудь в этом роде. И все же, несмотря на то, что в народных преданиях собака представлялась как нечто устрашающее, демоническое, привязанность человека к ней всегда была очень велика.

Рыцари, отправляясь на войну и возвращаясь с победой, драгоценнейшим украшением своих шлемов считали изображение пса. В Сен-Дени, где погребались французские короли, почти около всех их захоронений в ногах находится статуя льва, а гробницы королев стоят на двух псах. Надгробие Франца II, герцога Бретанского, хранящееся в Нанте в кафедральном соборе, украшено превосходной статуей борзого пса. Рыцари ордена иоаннитов на острове Родос при охране своих передовых постов применяли собак. Патруль отправлялся в путь только в сопровождении четвероногих "соратников".

Собака в средние века - такой же серьезный боец, как и в древности. Английский король Генрих VIII послал императору "Священной Римской империи" Карлу V вспомогательное войско, состоящее из четырех тысяч человек и стольких же собак. Предание гласит, что император крикнул солдатам: "Я надеюсь, что вы будете такими же храбрецами, как ваши собаки!".

Интересный случай описан в журнале "Друг животных" за 1900 год. Оказывается, собаки-волкодавы в свое время избавили Милан от ужасов испанской инквизиции: "29 апреля 1617 года в день святого Петра Великий инквизитор дон Педро д'Артиллас, желая подавить ересь среди итальянских подданных испанского короля Филиппа III, назначил первое аутодафе в Милане, несмотря на явное и упорное сопротивление населения к введению Святой Испанской инквизиции в Ломбардии. Когда печальная процессия, состоявшая из множества монахов, служителей инквизиции, с дон Педро во главе и пятидесяти жертв, осужденных на сожжение, приблизилась к месту казни на площадь Делла Ветера, из-под ворот одного дома внезапно выскочило до тридцати волкодавов, которые с лаем и воем бросились на служителей инквизиции и перегрызли им горла своими огромными клыками. 


Столь неожиданное нападение псов на процессию произвело страшную панику среди носителей монашеских сутан, которые, побросав на произвол судьбы своих жертв, обратились в бегство, во время которого граждане убивали их, чем попало и где попало. Глава инквизиции погиб, а следствием этого внезапного вмешательства благородных собак в судьбу осужденных на сожжение людей явилось народное восстание, в результате которого губернатором был принят эдикт об отмене инквизиции в пределах Ломбардии. Собаки же, спасшие столько жизней, принадлежали некоему доктору Маленбрашу - ненавистнику инквизиции. Узнав о готовящемся аутодафе, он придумал выдрессировать своих собак бросаться на монахов как на своих собственных врагов. С этой целью доктор сделал несколько соломенных чучел и, одев их в монашеские сутаны разных цветов и орденов, натравливал на них собак, заставляя последних разрывать чучела на клочья. И желание доктора не осталось тщетным, верные собаки с честью исполнили волю своего хозяина и избавили Милан от инквизиции".
 

Собаки и Православная Церковь
 



Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным:
"Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене.
 
Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными."
 
Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ:
"Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались.

Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспоминания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. "
 
Моисеев Димитрий, священник:
"Мешает ли собака благодати?
Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями.

К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян., 10, 9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян., 15, 24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский (память 6 февраля ст.ст.) пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился.

Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего - самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное.

Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2)?", пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо… если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, №3(14), 1997, стр. 81-82).

Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует. Поэтому "дискриминация" собак православными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет [...].

И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. "
 

Народные приметы

v Грешно собаку звать человеческим именем.

v Собаку целуют только в морду - иначе у неё блохи заведуться, кошку - наоборот.

v Собачий вой - верная примета смерти. Считается, что в какую сторону воет собака, в той стороне или доме будет покойник или пожар, если воет перед домом – значит, в доме ждите чьей-то смерти.

v Собака воет мордой вверх - к пожару, мордой вниз - к покойнику, держа голову прямо – к войне или голоду, сидя или лёжа - к своей смерти.

v Собака, которая воя, качает головой в разные стороны или снизу вверх, предвещает целый ряд несчастий. Если при этом в доме есть больной, выздоровления ждать ему не придется. Смерть за ним придет в скором времени.
Чтоб отвести в этих случаях беду, следует поступать так.
Выйдя за калитку (или из подъезда), проговорите трижды, желательно вслух: Иди беда не в эти ворота, собака лает, а ветер носит. Аминь.

v Если собака ночью всё время воет - переверни под собой подушку и скажи: "На свою голову!" - вой должен прекратиться. Чтобы остановить собачий вой, предки наши советовали снять с левой ноги обувь и, перевернув ее вверх подошвою, стать тою же ногой на нее и смотреть в ту сторону, откуда слышится звук. От этого собака перестанет выть.

v Если собака воет ночью и роет во дворе дома яму - будут похороны. (Цыганское поверье).

v Если любимая собака беспрестанно подвывает без видимых причин, семью очень скоро постигнет какое-то несчастье.

v В Ланкашире говорили, что если жизнь собаки тесно связана с жизнью хозяина, то по смерти последнего умрет и та. Это верование вполне могло подпитываться широко известными случаями, когда собака чахла и умирала после смерти любимого хозяина или хозяйки.

v Если укусит бешеная собака - приложи к укусу разрезанную вдоль сырую сельдь, она вытянет весь яд.

v Зуб собаки защищает от дурного сглаза.

v Молния не поражает домов, где живёт чёрная собака.

v Черных собак иногда считают приносящими неудачу, особенно если такая перебежит вам дорогу.

v Встреча с пятнистой или черно-белой собакой по пути на деловую встречу в Англии считается хорошей приметой, а в Индии сулит разочарование.

v В Линкольншире после встречи с белой собакой надо хранить молчание, пока не встретишь белую лошадь, иначе последует неудача.

v В некоторых местах хорошая примета - встретить сразу трех белых собак.

v В Ланкашире чужая собака, бегущая за человеком, которую не удается отогнать, предвещает этому человеку смерть.

v Плохой приметой считается проникновение в дом чужой собаки или встреча с ней в пути, особенно ночью.

v В горных районах Шотландии забредшая в дом чужая собака предвещает нового друга.

v Если за тобой увязалась чужая собака - это добрый знак.

v Собака перебежит дорогу, беды нет, но и большого успеха не будет.

v Если собака пробежит между молодыми, когда они идут венчаться, с ними непременно случится беда. (Горцы).

v Встретить рано утром лающую собаку - к несчастью. (Ирландия).

v Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому собаку хорошо с собою брать в дорогу.

v Если у собаки над глазами белые пятна, как бы вторые глаза, она видит нечистую силу - леший таких собак страсть как боится!

v Собаки и кошки видят духов, особенно к этому предрасположена сука первого помёта.

v Лай собаки, как и крик петуха, заставляет бежать духов и приведения.

v Собаки на улице лают ни с того ни с сего - нечистый мимо прошел.

v Собаку (или щенка) не дарят - жить не будет. Если подарили - отдай за неё хоть медный грош.

v Чтобы собака благополучно прижилась дома, у неё с головы, спины и хвоста состригают небольшие клочки шерсти, которые врубают в порог, приговаривая: "Как эта шерсть будет держаться в пороге, так бы и собака держалась в доме".

v При виде свирепо лающей собаки следует проговорить три раза: "Щенилась слепая, теперь будь немая!" - причем каждый раз плевать налево.

v Собака свертывается и лежит калачиком — на холод; растягивается на земле, раскидав ноги, на тепло.

v Мало ест и много спит – к изменению погоды или ненастью.

v Собака катается по траве — к ветру и дождю, по снегу — к метели или на оттепель.

v Если собака катается на спине — будет мороз.


v Катается на дворе - к ветру, а в какую сторону головой, оттуда ветер.

v Собака залезла в воду — к дождю.

v Если собака зимой снег ест — к дурной погоде.

v Траву ест - к дождю.

v Собаки гоняются одна за другою и играют в снегу - на метель.

v В Литве при строительстве дома, выкопав яму для углового столба, не опускают в неё столб до тех пор, пока не залает собака или не закричит петух.

v Водительская примета: сбил собаку - готовься к худшему, следующим может стать человек.

v Охотничья примета: если перед охотой собака села делать большие дела спиной к хозяину — радости суеверного охотника нет предела! Он подойдет к псине, снимет перед ней шляпу и поблагодарит. Потому как эта примета значит: собака принесет в сумку дичь. А если пес, не дай Бог, сел мордой к хозяину, тот будет плеваться и со словами “Вот зараза!” целый день ходить мрачнее тучи.

v У рыбаков слово "собака" - одно из тех слов, что нельзя произносить, находясь в море, а в некоторых прибрежных районах это табу распространяется и на само животное - его нельзя брать с собой на борт.

v Одним из способов лечения из числа тех, суть которых - передача болезни на что-то другое, состоял в том, чтобы взять несколько волос больного, поместить их между ломтиками бутерброда и отдать собаке. Животное с пищей приобретало болезнь, а пациент выздоравливал. Это средство часто использовали старомодные сиделки для лечения детских болезней типа коклюша, кори и тому подобного.

v Укус собаки нельзя показывать никому / особенно врачу! /, иначе рана долго не заживет .

v Крох не ест после больного - он скоро умрет;

v Кто после собаки ест, у того горло распухнет;

v Не пинай собаку - судороги потянут;

v Собаки играют - к свадьбе;

v Собака трется около идущих по улице - к подарку;

v Стоя на лапах качается - добрая дорога.

v Гибель собаки (особенно рыжей) в канун Нового года навлекает бедствие.

v Если собака во время Пасхальной заутрени лает на восток - к пожару, на запад - к несчастью.

v Коли на Крещенье (19 января) собаки много лают, будет много зверья и дичи. Под Крещенье кормят животных хлебом, на верху которого обозначен крест.

v Собака во сне лает (взлаивает) - к гостям.

v Куда взлаяла собака, оттуда гости.

v Собака жмется к хозяину - к несчастию.


ЗАГОВОРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СОБАК:
Предзаговорные молитвы:
† "Господи, Иисусе Христе, Сыне Предвечного Отца Небесного, Ты сказал пречистыми устами своими, что без Тебя ничего нельзя делать. Прошу Твоей помощи! Всякое дело с Тобою начать, за Твою славу и спасение души моей. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь."
† "Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, в пути, и в дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла".
Читаем молитву Господню
† "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого ".

ЗАГОВОРИТЬ ЧУМКУ
Читать на воду для собаки:
† "О, святой Иосифу ты, имевший собаку, ту - кого она спасла от халдеев при сне твоем. Ты, обретший святой сан и святой венец.
Спаси от смерти моего пса. Одна слеза да воскресит его. Аминь".

ЗАГОВОРИТЬ РАНУ СОБАКИ
Если из раны у собаки льет кровь, заговорите (остановите) кровь. Затем читайте заговор на скорое заживление раны.
Уже после второго раза рана закрывается и затягивается. Всего читайте три вечера.
Итак, сначала унять кровь:
† "Два брата камень секут,
две сестры в окошко глядят,
две свекрови в воротах стоят.
Ты, сестра, отворотись.
а ты, кровь, уймись.
Ты, брат, смирись,
а ты, кровь, запрись.
Брат бежит, сестра кричит, свекровь ворчит.
А будь мое слово крепко на утихание крови,
по сей час, по сию минуту.
На закрытие раны
край с краем,
кожа на кожу,
шерсть на шерсти,
все должно зарасти.
Аминь".

ЕСЛИ У СОБАКИ ГНОЯТСЯ ГЛАЗА
Смотрите прямо в глаза собаке (или другому животному) и говорите так:
† "Чистая вода, чистые глаза, смой болезнь, слеза. Аминь".
Так три раза.

ЧТОБ ЗАНОЗА ВЫШЛА
Отыщите острие занозы и говорите три раза:
† "Боже, исцели сию боль, как святые Кузьма и Демьян излечили пять ран. Аминь".
Если есть у вас деготь (лучше березовый), смажьте им место с занозой и завяжите. Заноза выйдет сама.

ЕСЛИ ВАС ПОЗВАЛИ НА РОДЫ У ЖИВОТНЫХ

Корова - телится, собака - щенится, кобыла - жеребится; у всех разное название родов. Но у всех одни муки. Вы можете им дать облегчение специальным наговором:
† "Открывая врата золотые, снимаю тяжелые потуги, родовые корчи, отгоняю муки - как первородные, так и всеродные. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь".

ЕСЛИ ПРОПАЛО МОЛОКО У ЩЕННОЙ СУКИ
Если испорчена женщина или корова, или собака так, что - ни капли молока, это наверняка кто-то по злобе прочел молитву Господню наоборот. Сорок раз прочтите молитву правильно, и так же каждый из той семьи, где пропало молоко.

НА ХОРОШИЙ ПРИПЛОД
Многие святочные колядки должны были с помощью магии слова обеспечить хороший приплод скота и его здоровье. На Святки обходят дом со словами:
† "Поздравляем с Новым годом,
Со скотом - животом,
Со пшеницей и овсом.
Чтоб скотинушка водилась,
Чтоб коровушка телилась,
Поросята водились,
Курочки плодились."

ЧТОБ ПОДНЯТЬ УПАВШЕЕ С НОГ ЖИВОТНОЕ
Если к вам обратились за помощью хозяева упавшей с ног скотины (коня, коровы и т.д.), прежде чем выйти из дома и пойти лечить, зажгите в доме лампадку и откройте хотя бы одну форточку. Встаньте в ногах больного животного и вполголоса скажите:
† "Ликуй и здравствуй. Тебя Господь дал нам в пропитание, но не время тебе издыхать, вставай".
Так скажите 12 раз, не прерываясь.

ЗАГОВОР ОТ ЧУМЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ДОМАШНЕГО ЖИВОТНОГО
Встаньте у дома больного животного и читайте заговор три раза, при заходящем солнце:
† "Как солнце-батюшка пришло и ушло, так и чума уйдет из Этого дома. На сор-траву, на суку мураву, на корягу лесную, на бочку пустую. Говорю, заговариваю. Отвожу и выговариваю. Слово крепко до (кличка животного) цепко. Аминь".
Кроме того, можно варить специальное зелье от чумы. Готовят его так:
В ведро кислого квасу добавляют отвар, довольно густой, из чеснока, лука, травы копытня и дегтя (с пятикопеечную монету). Поить этим чаще.

ЗАГОВОР ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДОМАШНЕГО ЖИВОТНОГО
† "Встану я, раб Божий (имя), благословясь и перекрестясь, выйду я в чистое поле,
под красное солнце на Окиян-море. На Окиян-море стоит Божья церковь.
В Божьей церкви - злат престол. За златым престолом Сам Господь,
Иисус Христос, сидит и отчитывает 74 ногтя, 74 когтя, 74 скорби, 74 болезни.
И берет сам Господь, Сам Иисус Христос три прута железные и бьет ... (назвать имя скотины, род и цвет шерсти), и убивает 74 скорби, 74 болезни, 74 ногтя: костовой, мозговой, выпрягальный, запрягальный, тирукальный, нукальный.
Что не договорил, переговорил - то впереди слово будет. У безымяного перста имя нет, имя не было и не будет веки по веки, отныне и до века. Аминь!"

"ПРИРУЧИТЬ" СОБАКУ К СЕБЕ
Вы завели собаку или кошку и, конечно же, хотите, чтобы ваш друг был послушным и преданным, не сбежал от вас. Напоите его водой, в которой вымыли руки. Затем нужно состричь с головы, спины и хвоста животного небольшие кусочки шерсти и врубить их в порог со словами:
"Как эта шерсть будет держаться в пороге, так бы собака держалась в доме".
Способ этот старый и несложный, но вполне надежный.

НА "ПРИУЧЕНИЕ" СОБАКИ К ДОМУ
Чтобы собака "прижилась" в доме есть очень простой и очень древний ритуал:
нужно перевести животное через уложеный поперёк входа поясок или ремешок, снятый с одежды, в которой вы часто ходите. Это делается один раз, когда собака впервые приводится в Ваш дом.
И ещё вокруг столба водить, чтобы домой хорошо приходила.

СНЯТЬ ПОРЧУ С ЖИВОТНЫХ
Возьмите чашку с соленой водой. Обходите трижды вокруг порченого животного и говорите, брызгая на животное:
† "Режу и солю и не даю. Не дам портить ни своему, ни чужому, ни глупому. Ни по глупости, ни по жадноети, ни из зависти, ни из корысти, ни по злости. Моя нога вперед встанет, рука опрокинет, и порча сгинет. Аминь."

ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ
Заговор нужно наговорить на расплавленный воск, который следует прилепить к красной шелковой ленточке. Ленточку повязать на животное.
† "Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь. Спаси и сохрани (название животного). Ты, Пресвятая Богородица, пропускаешь ты пешего и конного, и птицу пролетную. Пропусти с (название животного) и скорби, и болести. Сестрица, сестрица, с ветру пришла - на ветер пойди. С лесу пришла - на лес пойди. От злого человека - на того пойди. От Господа Бога - здоровье давай. С воды пришла - на воду пойди. Во веки веков. Аминь".

ЯЧМЕНЬ НА ГЛАЗУ
† "На кукиш! Чего хочешь себе купишь. Купи себе топорок! Руби себя поперёк!" (Трижды прочитать, сплёвывая трижды через левое плечо после каждого прочтения заговора).

БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ
† “Отче наш...” (1 раз) "Ехал Святой Егорий на коне, за ним бежали три пса. Один пёс лижет зарю, второй - луну, а третий - бельмо на глазу. Святой Егорий с ними своим копьём с глаза бельмо у рождённого благословенного (назвать масть и/или вид), (Имя). Аминь!" (3 раза).
Всё прочесть трижды, обводя бельмо на глазу и крестясь. Этим заговором можно лечить и человека, но вместо имени говорить: у раб(а) (ы) Божи(его) (ей), крещён(ого) (ой), моляще(гося) (йся) .

СТАРИННЫЕ ОБРЯДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ:
По языческим поверьям, собакам покровительствуют добрые божества и через них помогают человеку защититься от злых сил. Бог Семаргл изображался в виде крылатой собаки, олицетворяя «вооруженное добро». Идол Семарагла был установлен кн. Владимиром в Киеве. 

v ОТ ЛИХОРАДКИ, ТУБЕРКУЛЁЗА.
В Ольденбурге больной лихорадкой ставил миску с молоком перед собакой и говорил: "Собачка, собачка, будь ты больная, а я буду здоров". Если собака принималась лакать молоко, больной тоже отпивал из миски. Если эту процедуру удавалось повторить трижды, собака заболевала, а человек выздоравливал.
Следуя той же самой теории индусы в старину отсылали туберкулез прочь вместе с сойкой.

v ПОХОРОННЫЙ РИТУАЛ "ОСМАТРИВАНИЯ".
Своим взглядом собаки прогоняют демонов смерти и трупного разложения, на чем основано использование этих животных в ряде ритуалов очищения и похоронно-поминального цикла, например в обряде "осматривания собакой ". В процессе похорон собаке дают несколько раз посмотреть на лицо покойного, дабы она прогнала демона трупного разложения, набрасывающегося на труп сразу после смерти человека. Участие в подобных ритуалах собака может принимать с четырехмесячного возраста.

v ЗАГОВОР НА ОТВОД БЕДЫ ОТ ДОМА.
Если собака ночью всё время воет, чтоб отвести в этих случаях беду, следует поступать так.
Выйдя за калитку (или из подъезда), проговорите трижды, желательно вслух:
† "Иди беда не в эти ворота, собака лает, а ветер носит. Аминь."

v ЗАГОВОР ДЛЯ УСМИРЕНИЯ СОБАКИ.
Если собак боишься, как идёшь вечером, сложи пальцы большой и безымянный и три раза скажи: “Ты, собака, слепая, топеря немая”.

v ЗАГОВОР ОТ УКУСА СОБАК.
† "Царь Глеб, не я тебе наговариваю, отговаривают от всякого гада, от скверной нечистоты, от шальной собаки (какой-то шерсти); наговариваю, отговариваю (имя рек) из костей, из мощей, из жил, из поджилков, из состава, из полусостава, из буйной головы, из реберной кости, из горючей крови, из тощаго живота, из дробных кишок. На море Окияне, на поле сеяне, на высоком кургане стоит дом железный, медные вереи, серебряные ворота, золотые замки, замкам не отмыкаться, шали не отрыгаться".

v ЗАГОВОР НА РАНУ.
Накройте рану двумя руками и скажите:
† "Рвали зубами, заговариваю губами. Покрываю руками, отчитываю мастерством. Раз - не боли, два - заживи, три - зарасти. Аминь".
Если вас укусила ваша собака (такое нередко случается, когда вы, например, вытаскиваете ее из драки), состригите немного шерсти с ее холки, сожгите ее и пеплом засыпьте рану. Затем намажьте тряпочку яичным желтком и наложите ее сверху. Ранка очень скоро заживет.

v ЗАГОВОР НА РАНЫ ОТ СОБАК.
† "На море, на Окияне, на острове на Буяне, стоит дом, а в том доме сидит старица,
а держит она жало. Ты, старица, возьми свое жало и прийди к рабу (имя);
вынь из раба (имя) жало смертное. Заговариваю раны болючие на руках, на ногах, на голове, во лбу и в затылке, на бровях и подбородке.
Будьте во веки веков на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой, сидите и во веки не сходите".

v ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНСТВА ПРИ УКУСЕ СОБАКИ.
† "На море, на Окияне, на острове Буяне, стоит гора Арарат, на той горе, на Арарате, лежит заповедный камень, на том на камне сидит дедушка седобородый, белобородый. Я тебе кланяюсь, молюсь, иэбави меня от собаки, от кусаки, от разношерстной, белошерстной".
Заговор произносится над водой.

v ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНСТВА.
† "На море-океане стоит белая береза, под этой белой березой лежит чугунная доска, на этой чугунной доске сидят два писаря: царица-псарица и царь-псарь. Приходит к вам раб (имя рек), просит и умоляет вас: соберите вы всех бешеных — и лаек, и гончарок, и борзых, и прикажите им вынуть свое бешенство из раба (имя рек), из тела его, из костей его, из кровей его. Если вынете свое бешенство, то получите от Спасителя себе спасение, а если не вынете, скажу Спасителю и Божией Матери. Спаситель будет к вам идти с святым копьем, а Божья Матерь с железным прутом. Спаситель вас накажет, а бешенство вынуть прикажет".

v ГАДАНИЯ.
Девушки на Святки загадывают выходя ночью к забору или просто стоя у ворот.
Говорят: "Залай, залай собаченька! Залай серый волчек! Где залает собаченька, там живёт мой суженый!" Откуда слышен собачий лай, на ту сторону девушка будет отдана замуж, и чем глуше слышен лай, тем дальше она уедет. Хриплый лай означает брак со стариком, звонкий и тонкий лай обещает молодого жениха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.