воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Лельник - Девичий Славянский Праздник.


Дочь Лады – Леля-Рожаница!
В миг пробуждения земли
Явись, чтобы на свет родиться
Ростки весенние смогли!
На праздник девичий апреля,
На хороводы под луной -
Мы ждем тебя сегодня, Леля -
Богиня юности земной!
Э. АХАДОВ

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ЮНОСТИ — ЛЕЛЯ

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Существовал даже особый праздник посвященный Леле – Лельник. В этот день, который по современному календарю приходится на 22 апреля, все славянские девушки совершали обряды, посвященные Лели и просили у нее взаимопонимания с любимым молодцем и счастливого замужества.

Вот примеры любовного и свадебного приворота, которые наиболее эффективны в женские славянские праздники, которым покровительствуют славянские богини.

Любовные чары:
«Река с рекой сливается, роща с рощей срастается, цветок с цветком сплетается, трава с травой свивается. Той травы возьму пучок, заплету цветы в венок, через рощу пронесу, по ручью венок пущу. Унеси вода венок, на сплетение дорог, наделив (Имя) впрок, ликом – вызвавшим восторг».

Свадебный приворот: «На море Океане, на острове Буяне, на Алтаре сидит Царица – Злата Заря-заряница.
Нить судьбы плетёт Зарница, добру молодцу явиться – суженным красной девицы. Вяжет узелок Царица – Злата Заря-заряница, (Имя) молодцу рядиться под венец вести десницей – (Имя) красную девицу. Окроплю водой десницу, влагой узелок крепится – добру молодцу томиться, страстной жаждою жениться. Узел развязать не сможет, даже тот, кто кости гложет».

Лельник проводили на природе – выбирали открытое место Красную горку и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные к капи Лели, водят хоровод.

«Иногда в празднике, посвященном Лелю, участвовали две девушки, олицетворявшие Леля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древнейшее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей — рожаниц. Отголоски этого мифа сохранились в древнегреческом сказании о Деметре и ее дочери Персефоне. Двойное изображение встречается и на знаменитом сбручском идоле. Исследователи установили, что на нем изображены главнейшие боги славян, среди них и Лада вместе со своей дочерью или помощницей.»

«Леля, Ляля — богиня плодородия, согласно «Синопсису» — вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения, сходная с Артемидой («Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.

Ее день — понедельник. Ее дерево — рябина или береза («во поле береза стояла, Лели-Лёли стояла»), металл — серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен академиком Рыбаковым в книге «Язычество древних славян».
Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля.

Богиня руны (Лагуз, буквица «Л») — Леля — почиталась славянами как дочь Великой Матери Лады. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как «ляля» («дитя, девочка»), «лелеять» и так далее, вплоть до санскритского «лила» — «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее — живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, — подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах.

В магии руна Лели — это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо.
Леля — женское божество, и она — покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Праздник имеет название «ЛЕЛЬНИК».

Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура — выточенной из березы юной богини любви. Участвовали в этом празднике только девушки.

Обычай украшать дома утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний — недаром они крылаты. Изображения птиц очень распространены в обиходе — это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда — ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки. Пожелание любви, вечной весны — вот что это такое. Какая же женщина откажется от подобного.

Изображать петухов на жилищах и одежде стали позднее. Это — солярный знак, причем, мужской. Петух своим криком будит Ярилу — Солнце, вызывая его в средний мир. Петуха боится нечисть отголоски этой веры существуют и сейчас, например, вампиры и живые мертвецы исчезают после «третьих петухов».
Надо ли говорить, что стилизованные растительные и цветочные орнаменты посвящены богине Леле. С развитием земледелия именно Леля покровительствовала урожаю, а Лада оставалась богиней плодовитости».

ПИСАНКИ И КРАШЕНКИ, КРАСНАЯ ГОРКА

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц.

«В весенней обрядности, во время Лельника и др. повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую орхаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.»

Игры с яйцами-крашенками на Лельник:

Гадание на замужество:
Девушки поочередно, с помощью колотушек, катят свое яйцо-крашенку к капи Лели. Важно, чтобы при последнем ударе яйцо раскололось о капь – тогда девушка выйдет удачно замуж.

Гадание на замужество:
Девушки поочередно раскручивают крашенки. Если острый конец яйца останавливается напротив куклы Лели, то девушка выйдет замуж. По тому насколько близко находится яйцо напротив куклы определяют долго ли еще «ходить в девках».

Гадание на замужество:
Девушки одновременно скатывают крашенки с горы. Та, чье яйцо-крашенка укатится дальше всех, первая выйдет замуж.

СЛАВЯНСКИЙ ГОРОСКОП.

Все славянские девушки, родившиеся в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством богини Лели, которая дарит им красоту и обаяние, которое сохраняется у них очень долго.
Слово «ЛЕЛЕЯТЬ» однокоренное имени Богини ЛЕЛИ, и обозначает оберег этой богини. Современные славянские мастера предлагают оберег Лели.

Нужно отметить, что следом за девичьим праздником Лельником идет мужской славянский праздник – ЯРИЛА ВЕШНИЙ (в христианском народном календаре — ЮРЬЕВ ДЕНЬ), 23 апреля.
ЯРИЛА ВЕШНИЙ – Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

«Православные» христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. Змей — это олицетворение Аримии (древнего государства на месте нынешнего Китая), которое в 4000-летии до н.э. развязало войну против славян-ариев и было ими побеждено.

В народе существовали следующие приметы, соотносимые с этим днем:
«Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет»,
«Егорий с росой, а Никола[21] с травой»,
«Егорий с теплом, а Никола с кормом»,
«Егорий Храбрый – зиме ворог лютый».

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»

Купались в росе, приговаривали:
«Будь здоров, как Ярилина роса!»,
«Ярилина роса от семи недугов»,
«На Юрия роса – не надо коням овса»,
«Гони животину на Юрьеву росу».

Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя.

На Юрия запахивали пашню, говорили:
«На Юрия выезжает и ленивая соха»,
«С Егорья – начало сева яровых».
По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов:
«На Юрия мороз – будет просо и овёс»,
«На Егория мороз – под кустом овёс»,
«На Юрия мороз – гречихи воз»,
«На Егория роса – будут добрые проса».
«23 апреля – На Юрьев День (ЯРИЛА ВЕШНИЙ) Егорий разъезжает по полям на белом коне.
«Егорий весну начинает, Илья лето кончает».
«На Руси два Егория: холодный (26 ноября) и голодный (23 апреля)».
«С Егория хороводы, с Дмитрия посиделки».
«С Юрья дня по Семен день (Покров – 14 октября) сроки сделкам и наймам».
Все мужчины, рожденные в период с 21 апреля по 21 мая, находятся под покровительством ЯРИЛЫ.
Образ Ярилы дошел до наших дней в русских БЫЛИНАХ. Ярила силен так, что его сумочку с горстью земли не может поднять даже сам Илья Муромец. Ярила – это образ былинного землепашца, который в лихое время всегда готов встать на защиту родной земли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.