Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам
(Апурва вайдйа), которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные
желаниями и привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и
вызывающие тревогу, заблуждение и беспокойство. Сейчас мы поведаем главу
Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал Атрейа и другие великие
мудрецы.
Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для
исполнения праведности (Дхармы), жертвоприношений и отдания долгов (Артхи) и
удовлетворения чувств (Шукха), должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы.
Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была
взята только квинтэссенция, и эти тезисы - Аштанга Хридайам - написаны в
наиболее доступной форме.
Общая медицина, педиатрия, демонология, психиатрия и
психотерапия, лечение органов, расположенных выше ключиц, хирургия,
токсикология, гериатрия и омоложение организма и сексология - восемь столпов
Аюрведы, описывающие лечение всех болезней.
Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) - три доша, они
разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса.
Не смотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего
их можно найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся
между верхушкой сердца и пупком.
Они преобладают соответственно в конце, середине и начале
жизни живого существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.
С их помощью происходит образование переменной, сильной и
слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная
пищеварительная активность формируется тогда, когда они находятся в равновесии.
Природа пищеварительного тракта троична, в зависимости от
преобладающей доши - твердая, мягкая и промежуточная; промежуточная только в
случае баланса Тридоша.
Посредством доша, находящихся в семени и яйцеклетке, во
время зачатия новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций
(Пракрити), точно так же, как навозные черви образуются из навоза; хилая,
средняя и сильная соответственно.
Конституция, возникающая из равных пропорций
всех трех доша, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из
сочетания двух доша - Ниндйа пракрити.
Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и
подвижность - качества Вата доша.
Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме
жидкости, легкая жирность, проникаемость - качества Питта доша.
Жирность,
холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность -
качества Капха доша.
В состоянии одновременного увеличения или уменьшения
комбинация двух доша называется Самсарга, а всех трех - Саннипата.
Хилус,
кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя - семь тканей, также известных под
названием Душйа (то, что выходит из равновесия). Нечистоты суть моча, кал, пот
и др.
Увеличение этих трех составляющих тела (доша, тканей и
нечистот) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а
уменьшение - по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.).
Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий - шесть вкусов,
присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает организму больше
силы и энергии.
Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша, три,
начинающиеся с горького снижают и балансируют Капху, а вяжущий, горький и
сладкий балансируют Питту; остальные же - увеличивают каждую из них.
Субстанции
бывают трех видов - балансирующие доша, разбалансирующие доша и поддерживающие
здоровье и баланс Тридоша.
Тепло и холод - две энергетические характеристики
субстанций.
Послевкус бывает трех видов - сладким, кислым и горьким.
Тяжелый, легкий, горячий, холодный, сухой, влажный, вязкий, активный,
пассивный, подвижный, неподвижный, твердый, мягкий, чистый, слизистый,
шершавый, гладкий, большой, маленький, твердый и жидкий - десять основных
качеств и десять их противоположностей.
Ненормальность (неадекватность), недостаточность и избыток
при соединении сезона, объекта чувств и активности (деятельности) - основные
причины возникновения болезней; а их правильное и уравновешенное взаимодействие
- причина здоровья.
Болезни - дисбаланс Тридоша. Здоровье - их баланс.
Болезни
бывают двух типов - органические, возникающиее внутри организма и внешние -
возникающие благодаря внешним причинам.
Болезни могут занимать два положения в организме -
находиться в теле и в уме. Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) - доша ума.
Пациент должен исследоваться тремя путями - обследованием,
пальпацией и опросом.
Болезнь должна исследоваться по ее причинам, симптомам,
клинической картине, патогенезу и с помощью диагностических тестов.
Область, исходя из позиции Аюрведы, бывает двух типов -
географическая местность и тело.
Географическая область бывает трех типов - с
преобладанием Вата доша, с преобладанием Капха доша и где все три доша
находятся в состоянии равновесия.
Время, относящееся к сбору или приему трав, бывает двух
видов - миг, секунда, минута, час, день, неделя и т.д., и время,
характеризующее стадию течения заболевания.
Терапия бывает двух видов - очистительная и балансирующая.
Клизма, слабительное и лечебная рвота - лучшее лечение для
дисбалансов Вата, Питта и Капха доша сответственно. Аналогично - кунжутное
масло, топленое масло и мед.
Наилучшим лечением для ума является строгость, шоковая
психотерапия и погружение в науку о Боге и душе.
Врач, медсестра (сиделка), лекарство и пациент - четыре
ветви медицины, и каждая из них должна иметь четыре хороших качества.
Врач должен быть умелым, досконально изучившим предмет во
всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практический
опыт и чистым (телом, умом, помыслами, речью и т.д.).
Препарат должен быть пригоден для лечения нескольких
болезней, обладать многими хорошими качествами (вкусом, запахом и т.д.), легким
в употреблении и подлинным.
Сиделка должна быть сострадательна, чиста (умом, телом,
помыслами, речью и т.д.), интеллигентна и расторопна.
Пациент должен иметь достаток (материальный), обладать
хорошей памятью, волей и стремлением к излечению, быть послушным (исполнять все
указания врача).
Болезни бывают двух видов - излечимые и неизлечимые,
подразделяющиеся каждая на две категории: излечимые бывают легко излечимые и
тяжелые, а неизлечимые - контролируемые и фатальные.
Болезни, присутствующие у человека, готового на все ради
выздоровления, или у взрослого, мужчины, контролирующего себя, свои эмоции и
чувства; или не повредившие жизненноважные органы, легкие или средней тяжести,
имеющие в своей основе не очень сильный дисбаланс, не имеющие угрожающих
симптомов и наложений других болезней, отличные от доминирующих доша, тканей,
места проживания, сезона и конституции; когда все четыре ветви медицины (врач,
сиделка, лекарство и больной) обладают необходимыми качествами; имеющие
благоприятное астрологическое указание; вызванные дисбалансом только одной доша
и идущие только по одному пути распространения; недавно возникшие - легко
излечимые.
Болезни, требующие для своего лечения хирургических инструментов,
а также имеющие смешенную природу и сочетание факторов, описанных в предыдущем
стихе - трудноизлечимые.
Болезни, угрожающие жизни человека, но сдерживаемые путем
соблюдения правильного режима лечения (приема препаратов, диеты, режима дня и
т.д.), а так же если они обладают качествами легко излечимых болезней -
контролируемые болезни.
Болезни, имеющие противоположные качества (относительно
излечимых заболеваний), запущенные, порождающие страх смерти, тревогу и
беспокойство, имеющие фатальные признаки, а также вызывающие нарушения в работе
органов чувств (в том числе и ума) - болезни, ведущие к смерти.
Врач должен отвергнуть того пациента, который ненавидит
врача, царя и правительство, а также кого ненавидит царь и сам врач;
самоубийцу, не имеющего желание и возможности лечиться, не имеющего времени
лечиться (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача,
чья жизнь подошла к концу, обладающего демоническими качествами (злого,
упрямого, не смиренного, гордого и т.д.), разгневанного, покоренного страхом,
неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.