среда, 28 ноября 2012 г.

АЙУШКАМИЙА АДХЙАЙА(достижение долголетия)




Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам (Апурва вайдйа), которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные желаниями и привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и вызывающие тревогу, заблуждение и беспокойство. Сейчас мы поведаем главу Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы. 

Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для исполнения праведности (Дхармы), жертвоприношений и отдания долгов (Артхи) и удовлетворения чувств (Шукха), должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы. 

Брахма (творец этого мира), помнящий Аюрведу с начала времен, поведал это знание Праджапати, он (Праджапати) передал близнецам Ашвини-Кумарам, которые посвятили в это знание Сахасракшу (Индру), а он передал его сыну Атри (Кришне Атрее, Атрее Пунарвасу) и другим мудрецам, а они - Агнивеше и остальным великим личностям, которые разделили это знание на части и углубили, каждый свою. 

Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была взята только квинтэссенция, и эти тезисы - Аштанга Хридайам - написаны в наиболее доступной форме. 

Общая медицина, педиатрия, демонология, психиатрия и психотерапия, лечение органов, расположенных выше ключиц, хирургия, токсикология, гериатрия и омоложение организма и сексология - восемь столпов Аюрведы, описывающие лечение всех болезней. 

Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) - три доша, они разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса.
Не смотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего их можно найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся между верхушкой сердца и пупком.
Они преобладают соответственно в конце, середине и начале жизни живого существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.
С их помощью происходит образование переменной, сильной и слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пищеварительная активность формируется тогда, когда они находятся в равновесии. 

Природа пищеварительного тракта троична, в зависимости от преобладающей доши - твердая, мягкая и промежуточная; промежуточная только в случае баланса Тридоша.

Посредством доша, находящихся в семени и яйцеклетке, во время зачатия новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций (Пракрити), точно так же, как навозные черви образуются из навоза; хилая, средняя и сильная соответственно. 

Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех доша, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух доша - Ниндйа пракрити. 

Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвижность - качества Вата доша.

Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая жирность, проникаемость - качества Питта доша. 

Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность - качества Капха доша. 

В состоянии одновременного увеличения или уменьшения комбинация двух доша называется Самсарга, а всех трех - Саннипата.

Хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя - семь тканей, также известных под названием Душйа (то, что выходит из равновесия). Нечистоты суть моча, кал, пот и др.

Увеличение этих трех составляющих тела (доша, тканей и нечистот) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а уменьшение - по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.). 

Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий - шесть вкусов, присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает организму больше силы и энергии. 

Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша, три, начинающиеся с горького снижают и балансируют Капху, а вяжущий, горький и сладкий балансируют Питту; остальные же - увеличивают каждую из них. 

Субстанции бывают трех видов - балансирующие доша, разбалансирующие доша и поддерживающие здоровье и баланс Тридоша. 

Тепло и холод - две энергетические характеристики субстанций.

Послевкус бывает трех видов - сладким, кислым и горьким. 

Тяжелый, легкий, горячий, холодный, сухой, влажный, вязкий, активный, пассивный, подвижный, неподвижный, твердый, мягкий, чистый, слизистый, шершавый, гладкий, большой, маленький, твердый и жидкий - десять основных качеств и десять их противоположностей.

Ненормальность (неадекватность), недостаточность и избыток при соединении сезона, объекта чувств и активности (деятельности) - основные причины возникновения болезней; а их правильное и уравновешенное взаимодействие - причина здоровья.

Болезни - дисбаланс Тридоша. Здоровье - их баланс. 
Болезни бывают двух типов - органические, возникающиее внутри организма и внешние - возникающие благодаря внешним причинам. 

Болезни могут занимать два положения в организме - находиться в теле и в уме. Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) - доша ума. 

Пациент должен исследоваться тремя путями - обследованием, пальпацией и опросом.

Болезнь должна исследоваться по ее причинам, симптомам, клинической картине, патогенезу и с помощью диагностических тестов.

Область, исходя из позиции Аюрведы, бывает двух типов - географическая местность и тело. 
Географическая область бывает трех типов - с преобладанием Вата доша, с преобладанием Капха доша и где все три доша находятся в состоянии равновесия.

Время, относящееся к сбору или приему трав, бывает двух видов - миг, секунда, минута, час, день, неделя и т.д., и время, характеризующее стадию течения заболевания.

Терапия бывает двух видов - очистительная и балансирующая.

Клизма, слабительное и лечебная рвота - лучшее лечение для дисбалансов Вата, Питта и Капха доша сответственно. Аналогично - кунжутное масло, топленое масло и мед.

Наилучшим лечением для ума является строгость, шоковая психотерапия и погружение в науку о Боге и душе.

Врач, медсестра (сиделка), лекарство и пациент - четыре ветви медицины, и каждая из них должна иметь четыре хороших качества.
Врач должен быть умелым, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практический опыт и чистым (телом, умом, помыслами, речью и т.д.). 

Препарат должен быть пригоден для лечения нескольких болезней, обладать многими хорошими качествами (вкусом, запахом и т.д.), легким в употреблении и подлинным.

Сиделка должна быть сострадательна, чиста (умом, телом, помыслами, речью и т.д.), интеллигентна и расторопна.

Пациент должен иметь достаток (материальный), обладать хорошей памятью, волей и стремлением к излечению, быть послушным (исполнять все указания врача). 

Болезни бывают двух видов - излечимые и неизлечимые, подразделяющиеся каждая на две категории: излечимые бывают легко излечимые и тяжелые, а неизлечимые - контролируемые и фатальные.

Болезни, присутствующие у человека, готового на все ради выздоровления, или у взрослого, мужчины, контролирующего себя, свои эмоции и чувства; или не повредившие жизненноважные органы, легкие или средней тяжести, имеющие в своей основе не очень сильный дисбаланс, не имеющие угрожающих симптомов и наложений других болезней, отличные от доминирующих доша, тканей, места проживания, сезона и конституции; когда все четыре ветви медицины (врач, сиделка, лекарство и больной) обладают необходимыми качествами; имеющие благоприятное астрологическое указание; вызванные дисбалансом только одной доша и идущие только по одному пути распространения; недавно возникшие - легко излечимые.

Болезни, требующие для своего лечения хирургических инструментов, а также имеющие смешенную природу и сочетание факторов, описанных в предыдущем стихе - трудноизлечимые.

Болезни, угрожающие жизни человека, но сдерживаемые путем соблюдения правильного режима лечения (приема препаратов, диеты, режима дня и т.д.), а так же если они обладают качествами легко излечимых болезней - контролируемые болезни.

Болезни, имеющие противоположные качества (относительно излечимых заболеваний), запущенные, порождающие страх смерти, тревогу и беспокойство, имеющие фатальные признаки, а также вызывающие нарушения в работе органов чувств (в том числе и ума) - болезни, ведущие к смерти.

Врач должен отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и правительство, а также кого ненавидит царь и сам врач; самоубийцу, не имеющего желание и возможности лечиться, не имеющего времени лечиться (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача, чья жизнь подошла к концу, обладающего демоническими качествами (злого, упрямого, не смиренного, гордого и т.д.), разгневанного, покоренного страхом, неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.