среда, 24 октября 2012 г.

Пять видов человеческой деятельности - Панча-дхарма.

 1. Адхарма.

Есть описание так называемых пять видов человеческой деятельности – Панча-дхарма. То есть пять дхарм, или пять видов цивилизаций, культур, целей, моральных принципов, этики и так далее. Целей, или ценностей. Самый низший вид дхармы, то есть такой цивилизации, или культуры, называется Адхарма. Чем же характеризуется Адхарма? Как описывает ведическая литература эти аспекты. Аддарма – безбожие, полный повальный атеизм общества, принятие сексуальной жизни как основы деятельности человека.

Грубое влечение к противоположному полу, желание семейной жизни и потомства, привязанность к дому и утвари, к месту рождения, нации, определенной религии, желание богатства, желание славы, власти и почестей. Без всякой духовной практики. Ни о какой вообще, о душе там, о каком-то духовном знании – нет ничего. Это называется Адхарма – самый низший уровень, и на этой адхарме люди, естественно, обладают сознанием какой ступени? Анумайа. Иногда они обладают в этом обществе Пранамайей. Но все-таки анумайа превуалирует. Иногда это смешивается, есть некие конфигурации, в зависимости от времени, места и обстоятельств, называется кала деша патра – время, место и обстоятельства.

2. Асура-дхарма.


Когда живое существо разбирается все-таки, что есть некие силы повыше, оно, естественно начинает разбираться, и в своих поисках поднимается до другого уровня цивилизации или культуры, которая называется Асура-дхарма. Асура означает демон. Демоническая культура. Материализм, соперничество с законами природы, философия «человек – властелин мира». Это называется Асура-дхарма. И что человеку суждено стать счастливым, не прибегая к каким-то другим видам наук, которые связывают его с духовным потенциалом.

3. Чала-дхарма.

Когда живые существа поднимаются повыше, это называется Чала-дхарма. Сезонная религиозная деятельность. Практика, позволяющая вырвать человека из когтей эгоцентризма. Возвысить его до принятия Божественного начала и поклонения ему. Это называется Чала-дхарма. То есть, есть религия определенная. Религиозная система или определенные виды знания, которые поднимают постепенно человека до этого уровня.

4. Упа-дхарма.

Следующий этап, еще выше, называется Упа Дхарма. Упа означает «под». Авторитетная философия и практика, помогающая развить основные необходимые качества для чистой духовной деятельности.

5. Варнашрама-Дхарма.

И самый высший вид деятельности цивилизации и культуры является Санатана Дхарма. Или Варнашрама-дхарма. Ну как высший аспект Варнашрама-дхармы — Санатана Дхарма. Вечная изначальная духовная деятельность всех живых существ, направленная на любовное преданное служение Абсолютной Истине. Так описываются вот эти пять основных разделов, которые можно вместе совместить, и понять, какие определенные проблемы возникают. 

Пять ступеней очищения от вожделения.

Ведическая литература описывает пять уровней трансформации вожделения. Вожделение называется кама на санскрите. Кама, то есть вот так называемая похоть, то, что мы считаем сексуальной зависимостью. То есть похотскими желаниями, которые ничего общего не имеют с духовной жизнью. Ничего общего не имеют с духовной жизнью, и даже более того, ей препятствуют. Препятствуют сознанию.

 Итак, пять ступеней очищения от вожделения. И вожделение является врагом. В Бхагавад-гите есть такой диалог между Арджуной  и Кришной. И Арджуна говорит: «Почему все знаю, я все понимаю, что так нельзя действовать, но как будто бы какая-то сила извне толкает меня на совершение греховных поступков?» И он получает такой ответ: «Это твое собственное вожделение. Вечный враг живого существа.» То есть вожделение, такая вот субстанция, вид энергии такой, которая присутствует в нас, и которой мы руководствуемся. Итак, ведическая литература описывает четыре признака влияния этого… этой энергии, Кама Шакти.

1. Карма-ками.

Первый уровень называется Карма-ками. То есть, это люди, относящиеся к категории Карма-ками. Грубое влечение к противоположному полу. Имеется в виду грубое сексуальное влечение к противоположному полу. Желание семейной жизни и потомства. Привязанность к дому и утвари. К месту рождения, нации, определенной религии. Желание богатства, желание славы, власти и почестей. Вот все эти желания продиктованы вожделением. Камой.

2. Сиддхи-ками.

Описывается следующий этап, выше этого. Сиддхи-ками. То есть, люди, относящиеся к сиддхи-ками. Желание экстрасенсорных способностей, тонкие виды наслаждения. Желание оставаться в тени, управляя материальными объектами и живыми существами. Желание быть благодетелем, выдавая себя за святого, посланника Бога, игра в мессию или аватару. Их называют сиддхи-ками. То есть вожделение проявляется в таком аспекте.

3. Бхукти-ками.

Следующий уровень, повыше немного. Бхукти означает желание небесного комфорта на одной из высших планетарных систем вселенной. Бхукти-ками их называют. Желание попасть на высшие планетарные системы при помощи аскез, таваси, эпитимий, описанные в достаточно авторитетной эзотерической литературе, включая и ведическую. Это бхукти-ками.

4. Мукти-ками.

И последний материальный уровень называется Мукти-ками. Мукти это те, кто желает при помощи авторитетной практики йоги слиться с Богом воедино, стать Богом или объявить себя Богом. Все это признаки вожделения. Любая такая личность, которая попадает под влияние, она может таким образом начать действовать. Опять же ведическая литература описывает все эти этапы, для того чтобы люди могли узнать об этом и быть очень и очень осторожными.

5. Бхакти - йога.

Пятый аспект, когда живое существо полностью очищает свое вожделение от материальных примесей, и эта кама-шакти трансформируется в такое понятие, в изначальную природу, которая называется Бхакти-шакти. Бхакти означает – чистая, любовная преданность Богу. И когда живое существо попадает из духовного мира в материальный мир, то оно оскверняется этими материальными желаниями и вот это желание любви к Богу – превращается в любовь ко всем материальным объектам или продуктам деятельности, и это называется вожделением. 

Когда живое существо проходит все эти этапы очищения, оно высвобождается от этих материальных примесей и получает свою изначальную природу -- Бхакти-шакти. И этот уровень называется Бхакти-йога. Чистое, немотивированное, любовное преданное служение. 

 Леонид Максимович Тугутов (Лакшми Нараяна дас)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.